ПРОГРАМА
вступного іспиту з російської літератури
(спеціальність – мова та література (російська))
для магістрів
Древнерусская литература и литература XVIII в.
Фольклор как особый вид искусства. Основные отличия фольклора от литературы. Система жанров русского фольклора.
Особенности древнерусской литературы, ее периодизация. Жанры и стили древнерусской литературы.
Литература Киевской Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник (основные идеи и их художественное воплощение, принципы построения, особенности летописного повествования; стиль монументального историзма и эпический стиль в изображении мира и человека).
Идейно-художественное и жанровое своеобразие «Слова о полку Игореве». Связь «Слова…» с фольклором. Предвозрожденческие тенденции в литературе Древней Руси. Памятники Куликовского цикла. Творчество Епифания Премудрого.
Литература XVI века. Возникновение русской публицистики.
Новые тенденции в литературе XVII века. Изменения в жанровой системе. Особенности русского барокко.
Особенности литературного развития XVIIІ века. Литература Петровской эпохи. Классицизм как творческий метод, его эстетические принципы и поэтика. Особенности русского классицизма и его значение. Система жанров русского классицизма.
Поэтическое творчество М.В. Ломоносова. Ломоносов как реформатор русского литературного языка и стихосложения.
Поэтическое новаторство Г.Р. Державина: преобразование оды, особенности предметной изобразительности, «забавный русский слог».
Драматургия Д.И. Фонвизина. Проблема художественного метода комедий Фонвизина.
Сентиментализм как творческий метод. Особенности русского сентиментализма, его место и роль в развитии русской литературы. Творчество Н.М. Карамзина
Русская литература первой половины XIX в.
Принципы периодизации и основные этапы развития русской литературы первой половины ХІХ в. Соотношение литературных направлений и течений: классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма.
Исторические, социально-психологические и эстетические предпосылки формирования романтизма. Романтизм как целостная эстетическая система (идеал и действительность, характеры и обстоятельства, духовный мир романтического героя и эмпирика жизни, герой и автор, «земное» и «небесное», слово и музыка, жанровое и стилевое новаторство т.п.). Типология русского романтизма. В.А. Жуковский как первый русский поэт-романтик. Основные жанры его творчества. Новаторство в сфере стиховой культуры.
Основные этапы творческого пути А.С. Пушкина. Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Образ «героя времени» и его соотношение с героями романтических поэм Пушкина (Пленник, Алеко). Герой и автор. Образ Татьяны и проблема национального народного характера. Проблема «литературности» и «жизненности» в художественном целом романа. Концепция, жанр, поэтика, стиль романа. Ведущие темы лирики Пушкина 30-х годов (любовь, философская лирика, цикл о назначении поэта). Проблематика, особенности художественного метода, жанра и поэтики «Повестей И.П. Белкина». Повесть «Пиковая дама»: тип героя, специфика конфликта и художественного метода. Функция фантастического в повести. Философская поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства, философское осмысление эпохи Петра І и русской истории. Символика образов, функция фантастического в поэме.
Основные тенденции развития русской литературы 30-х годов ХІХ в. Соотношение романтических и реалистических начал в творчестве Лермонтова, Гоголя. Лирика М.Ю. Лермонтова: основные этапы и логика развития, ведущие мотивы, особенности лирического героя. «Демон» Лермонтова как философская романтическая поэма. Демонический герой в системе лермонтовского творчества. Образ Печорина в системе персонажей романа «Герой нашего времени». Жизненная философия Печорина. Преемственость и различие двух «героев времени» – Печорина и Онегина. Композиция романа.
Н.В. Гоголь и его роль в развитии русской литературы ХІХ в. Украинские повести Гоголя. Проблематика и принципы построения сборника «Миргород». Сюжетно-композиционная структура «Старосветских помещиков» и «Повести о том как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». «Тарас Бульба» как «эпизод эпопеи» героического прошлого украинского казачества. «Петербургские повести» Гоголя как цикл; их место и значение в «петербургском тексте» русской литературы Проблематика и жанровое своеобразие повестей «Невский проспект», «Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Шинель». Гуманистический характер темы «маленького человека». «Мертвые души»: замысел и его воплощение, проблема жанра. Автор и его функции в идейно-художественной структуре поэмы. Композиция и поэтика «Мертвых душ». Значение творчества Гоголя для современной ему и последующей литературы.
«Натуральная школа» и её роль в формировании реализма как литературного направления (поэтика, принципы изображения, жанры). Формирование реалистического типа художественного сознания: мера социального детерминизма в мотивировках концепции личности, типологическое и индивидуальное, истоки диалогизма и психологизма в литературе. Специфика соотношения позиций автора и героя. Особенности диалогического конфликта в произведениях А.И. Герцена («Кто виноват?», 1847).
Русская литература второй половины XIX в.
Хронологические рамки периода, их основания. Появление различных теоретико-эстетических платформ, оформление их в литературные направления и борьба между ними. Полемика о предназначении искусства и положительном «герое времени». Качественные изменения в литературе 1860—1870-х годов: динамика смены типического «героя времени», трансформация женских образов; демократизация литературы, новая постановка проблемы народа; формирование различных течений в русском реализме, особенности идейно-художественной системы каждого из них; жанровые изменения в литературе; новые направления и тенденции в русской поэзии. Литературное народничество: общая характеристика направления и творчества составивших его авторов, связь с традициями демократической литературы 60-х годов, просветительские и пропагандистские тенденции.
Отражение своеобразия творческого пути Ф.И. Тютчева в его лирике: причастность разным литературным эпохам, близость немецкой классической философии, русской и европейской поэзии. Основные мотивы и образы тютчевской лирики. Трагизм мировосприятия поэта, его связь с трактовкой духовного мира человеческой личности как вместилища скрытых стихийных начал, страстей. Особенности любовной лирики: драматизация чувства, исследование его сложной природы. «Денисьевский цикл» как психологический роман. Позднее творчество Тютчева — политические стихотворения, пейзажная и любовная лирика. Своеобразие композиции стихотворений, жанровой системы и творческого метода Тютчева.
Общие особенности мировосприятия и эстетики А.А. Фета: подчеркнутое разделение себя на «человека» и «поэта», сочувствие учениям, выводящим искусство за пределы повседневности. Основные черты лирической системы: «мир как красота», импрессионизм и музыкальность в поэзии Фета. Особенности любовной лирики: ретроспективность, фрагментарность, драматизм и переходность изображаемого чувства, Своеобразие жанровой системы и творческого метода Фета.
Лирика Н.А. Некрасова как система; основные принципы осознания и изображения действительности. Переосмысление повседневности, бытового слова, традиционных поэтических тем и мотивов. Субъектные формы выражения авторского сознания в лирике Некрасова. Обогащение лирической поэзии за счет эпических и драматических элементов. Создание нового типа лирического стихотворения: преодоление жанрового мышления, монтажная композиция и лирическое многоголосье в стихотворениях Некрасова. Проблематика, поэтика и жанровая специфика «маленькой трилогии о крестьянстве» и «Кому на Руси жить хорошо?».
Системное единство творчества И.А. Гончарова: типологические особенности и жанровая поэтика его романов. Столкновение двух культурно-исторических укладов в романе «Обыкновенная история». «Борьба с романтизмом» и диалогический конфликт в романе. Роман-монография «Обломов». Барство как жизненный принцип и общественно-сословная принадлежность центрального героя. Трагическая противоречивость и обреченность позиции, избранной Обломовым. Динамика оценок романа и его героя в критике. «Старая правда» и «новая ложь» в романе «Обрыв».
Общая характеристика раннего периода творчества И.С. Тургенева. «Записки охотника»: новая постановка и решение проблемы изображения народа в литературе, особенности антикрепостнического пафоса книги. Повести 1850-х годов — поиск новых жанров, тем, идей, ситуаций. Особенности проблематики и поэтики тургеневского романа («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь»). Внутренняя суть любовной коллизии, специфика героя, феномен «тургеневской девушки». Специфика художественного историзма писателя, соотнесенность его героев со «сверхтипами» Гамлета и Дон Кихота. Человек и мироздание у Тургенева, общие особенности психологической манеры писателя. «Стихотворения в прозе» — итог нравственно-философских и идейно-эстетических исканий писателя. Общие особенности жанра.
А.Н. Островский — создатель самобытной национальной комедии и драмы; общая характеристика основных периодов творческой деятельности драматурга. Пьесы «Свои люди — сочтемся», «Доходное место», «Гроза»: проблематика, жанрово-художественные особенности, место в литературном процессе. Особенности драматургии Островского: конфликт и его сценическое воплощение, особенности жанровой системы.
Повести М.Е. Салтыкова-Щедрина 1840-х годов. Особенности типизации и авторской позиции в «Губернских очерках». «История одного города» — новые принципы осмысления и воссоздания художественной реальности. Специфика гротеска и жанровая поэтика романа. Народ и власть в романе; внутренний смысл галереи образов градоначальников. Принципы жанровой поэтики романов «Господа Головлевы» и «Современная идиллия». Специфика жанровой поэтики сказок Салтыкова, их связь с предшествующим творчеством писателя.
Творчество Ф.М. Достоевского 1840-х годов. Проблема «маленького человека» в романе «Бедные люди»: традиции «натуральной школы» и новаторство писателя. Повесть «Двойник»: переосмысление романтической интерпретации «двойничества» в контексте социальной проблематики. Проблема героя-мечтателя и «мечтательного» сознания («Белые ночи», «Неточка Незванова»). Творчество «переходного периода» (1859—1864): «Униженные и оскорбленные», «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья». Творчество 1860—1870-х годов. Великое пятикнижие: вопрос о системном единстве романов; признаки и особенности полифонического романа; специфика жанровой поэтики и творческого метода Достоевского-романиста. Проблематика и поэтика романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». «Дневник писателя» — феномен единоличного журнала XIX века; художественная проза в составе «Дневника».
Общая характеристика творческого пути Л.Н. Толстого: внутреннее единство и этапы развития. Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество. Юность»: проблематика, соотношение автобиографического материала и художественного обобщения, индивидуального и общечеловеческого. «Утро помещика» и «Казаки»: толстовский герой в поисках смысла жизни. «Севастопольские рассказы»: новое изображение человека на войне, внутренняя динамика цикла. «Диалектика души» как новый принцип психологического анализа, его формирование и проявление. Творчество 1860—1870-х годов. Творческая история «Войны и мира». Историософия Л.Толстого и ее отражение в структуре романа-эпопеи. Пути общественных и духовно-нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. Наташа Ростова как поэтический центр эпоса. Жанровые особенности романа-эпопеи, соединение в нем эпоса единения и романа-потока. «Анна Каренина»: социально-общественная и философско-этическая проблематика романа. Принцип «сцепления мыслей» в структуре романа и особенности его жанровой поэтики. Перелом в мировоззрении Л.Толстого (1879—1882 гг.). Повести 1880—1890-х годов «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната»: проблематика, специфика конфликтов в контексте посткризисного миропонимая писателя. Народные рассказы Толстого. Роман «Воскресение»: проблематика, новые принципы изображения жизни. Усложнение конфликтов «прозрения» в творчестве 900-х годов (повесть «Отец Сергий», общественно-психологическая драма «Живой труп»). Повесть «Хаджи-Мурат» в контексте литературы 900-х годов.
Литературное движение 1880-х годов: эпоха «безвременья» и ее отражение в общественном сознании и литературе России. Смена литературных поколений; выдвижение на первый план плеяды беллетристов (И. Потапенко, И. Щеглов, В. Немирович-Данченко, И. Ясинский и др.). Творчество В. Гаршина как характерное явление эпохи. Начало творческого пути В.Короленко и А. Чехова. Жанровые трансформации в литературе. Вопрос о кризисе реализма и развитии в литературе новых эстетических тенденций: натуралистические тенденции, новые признаки реализма, выступление символистов.
Юмористика А.П. Чехова 1880-х годов, ее разновидности. Новаторство чеховской прозы: гносеологические аспекты изображения, модификации конфликта «открытия» («прозрения»), адогматизм, объективность авторской позиции и лиризация прозы, размывание жанровых и родовых границ, роль системы деталей, образов-символов. Соотношение зрелой прозы с литературой «серебряного века». Проблематика и поэтика повестей и рассказов 1890- 1900-х гг.: «Дом с мезонином», «Рассказ неизвестного человека», «Моя жизнь», «Новая дача», «Скучная история», «Дуэль», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», «Черный монах», «Анна на шее», «Попрыгунья», «Ионыч», «Учитель словесности», «Дама с собачкой», «Невеста», «Студент», «Архиерей». Новации драматургии Чехова: эпизация драмы, децентрализация конфликта, перемещение динамики с событийного ряда на внутреннее психологическое действие; роль лирического начала, психологический подтекст; новые принципы построения монологов, диалогов, организации сцены и т.д. Роль Чехова в создании «новой драмы».
Русская литература конца ХІХ – начала XX века
(1890-е – начало 1920-х годов)
Общая характеристика литературного процесса конца ХІХ – начала XX века (1890-е – начало 1920-х годов). Проблема кризиса реализма в критике рубежа веков. Создание философской и эстетической базы для возникновения нереалистических течений в литературе и искусстве конца ХIХ – начала ХХ века. Идея синтеза искусств. Изученные и дискуссионные аспекты литературного развития «серебряного века». Социально-исторические и эстетические предпосылки возникновения символизма. Генезис, философско-художественные основы, этапы развития и типология символизма в русской литературе. «Старшие символисты»: петербургская группа (Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.) и московская группа (В. Брюсов, К. Бальмонт и др.). Принципы символизма в истолковании Д. Мережковского, В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба и др. представителей старшего поколения символистов. Актуальные проблемы изучения символизма в современном литературоведении.
Идейно-художественное своеобразие поэзии Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба. Религиозно-философская тематика; содержание, структура и функции образов-символов и символических мотивов; жанрово-композиционные особенности и интонационно-звуковой строй их лирики. Неомифологическая проза Д. Мережковского и Ф. Сологуба. Историософия, жанровое своеобразие, роль в развитии русской прозы трилогии Д. Мережковского «Христос и Антихрист» и цикла «Итальянские новеллы». Роман-миф Ф. Сологуба «Мелкий бес»: проблематика, многозначность, гротесковость, интертекстуальность образов, жанрообразующая и концептуальная роль символических сюжетных ситуаций и мотивов, лиро-эпическая родовая основа произведения. Своеобразие постановки и решения проблем онтологического зла, одиночества, богооставленности человека в малой прозе Ф. Сологуба. («Свет и тени», «Червяк», «В толпе», «Елкич» и др.). Поэзия московской группы «старших символистов». Концепции поэта и поэзии, природы, города (урбанизма), любви, историософия и апокалипсические мотивы в ранней лирике В. Брюсова; его роль в развитии русского стихосложения. Синтез символизма и импрессионизма в пейзажной и натурфилософской лирике К. Бальмонта. Творчество «младосимволистов»: Становление и эволюция художественной системы А. Блока. Влияние философии и поэзии В. Соловьева на раннюю лирику (1898-1904 гг.), неомифологическая основа цикла стихов о Прекрасной Даме; проблематика и мифопоэтика лирики второго периода творчества (1904–1908 гг.): цикл «Снежная маска», стихотворения «Ты в поля отошла безвозвратно...», «Девушка пела в церковном хоре ...», «Незнакомка» и др.; лирические драмы «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка», роль Блока в создании «новой драмы». Поэзия третьего периода творчества (1908–1912): цикл «На поле Куликовом» и примыкающие к нему стихотворения («Забывшие тебя», «Россия», «Русь моя, жизнь моя...»); цикл «Пляски смерти». Нравственно-философская проблематика поэм «Возмездие», «Соловьиный сад» и драмы «Роза и Крест». Историософия и поэтика поэмы «Двенадцать» и стихотворения «Скифы». Послереволюционные стихи («Русский бред», «Яблони сада вырваны», «Пушкинскому Дому» и др.). Роль Блока в развитии русской литературы. Эволюция мировоззрения и художественной системы А. Белого. Проблематика и поэтика лирики разных периодов творчества (сборники «Золото в лазури», «Пепел», «Урна»). Становление лирической прозы: от «Симфоний» к романам-мифам «Серебряный голубь» и «Петербург». Автобиографическая проза («Котик Летаев», «Крещеный китаец») и мемуары. Роль А. Белого в развитии русской литературы.
Акмеизм. Кружок «Цех поэтов», идейно-эстетические связи и спор акмеизма с символизмом (программные статьи Н. Гумилева, С. Городецкого и О Мандельштама). Проблематика и образный строй лирики Н. Гумилева: проблемы сильной личности, творчества, прапамяти и пророчества «Живописность» образной системы, важная роль лиро-эпических форм в жанровой системе. Проблематика и поэтика ранней лирики А. Ахматовой: проблема любви, «скрытый психологизм», особенности предметного мира, афористичность и новеллистичность. Концептуальная и структурообразующая роль интертекста в ранней лирике О. Мандельштама.
Футуризм. Типология и теоретические основы русского футуризма. Манифесты, поэтика, словотворчество, жанровая система эгофутуризма (И. Северянин и др.), кубофутуризма (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский), «Мезонина поэзии» (В. Шершеневич, Б. Лавренев и др.), «Центрифуги» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак).
«Новокрестьянская поэзия». Социально-философские, религиозные, мифологические и фольклорные истоки, проблемы, образы и мотивы (исторической и духовной памяти, человека и природы, России. скитальчества, вольности, бунтарства и др.) в поэзии Н. Клюева, С. Есенина, С. Клычкова.
Художественный мир Л. Андреева. Синтетизм творческого метода (сопряжение принципов реализма, символизма, экспрессионизма, импрессионизма и др.). Становление и развитие жанровой системы прозы: новаторство «календарной» новеллистики («Ангелочек», «На реке», «Город», и др.); проблема сильной личности («сверхчеловека»), роль динамичных , гротесковых образов-символов, мифопоэтики и интертекста в повестях «потока сознания» («Рассказ о Сергее Петровиче», «Мысль», «Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех», «Мои записки»); специфика неомифологизма «евангельского» цикла («Бен-Товит», «Елеазар», «Иуда Искариот»); психологические новеллы с неомифологическим подтекстом («Полет», «Герман и Марта»); возрастание роли смехового начала в иронических новеллах-мифах («Чемоданов», «Ослы», «Рогоносцы», «Черт на свадьбе») и циклах («Сказочки не совсем для детей», «Мои анекдоты»). Роман-миф «Дневник Сатаны» как «книга итогов». Роль Андреева в развитии прозы ХХ века. Становление и жанровая типология драматургии Андреева. Нравственно-философская проблематика, мифопоэтика и интертекст в ранних пьесах 1905-1906 гг. («К звездам» и «Савва»), в символико-экспрессионистических драмах 1906–1910-х гг. («Жизнь Человека», «Царь Голод», «Черные маски», «Анатэма», «Океан»); теория драмы «панпсихе» и ее реализация в произведениях 1911–1916 гг. («Екатерина Ивановна», «Профессор Сторицын», «Мысль», «Тот, кто получает пощечины», «Собачий вальс», «Реквием» и др.). Смеховое начало в драматургии Андреева: иронические одноактные пьесы («Любовь к ближнему», «Упрямый попугай», «Прекрасные сабинянки», «Кающийся» и др.). Сценическая судьба драм Андреева. Роль Андреева в создании «новой драмы» и его влияние на развитие драматургии XX века.
Художественная система И.А. Бунина. Дореволюционная критика, западноевропейское, советское и современное литературоведение об особом месте Бунина в русской литературе начала века; актуальные проблемы изучения его творческого наследия. Эволюция жанра стихотворений в прозе, их место и роль в художественной системе (от «Перевала» и «Костра» до «Часовни»). Ранняя лирическая проза («Антоновские яблоки», «Сосны» и др. Проблема судеб России и русского национального характера в повестях «Деревня» и «Судохол», рассказах «Вечерний двор», «Захар Воробьев» и др. Смеховое начало и мифопоэтика новеллы-анекдота «Архивное дело». Осмысление сути и перспектив буржуазной цивилизации, роль образов-символов и интертекста в новеллах «Господин из Сан-Франциско» и «Братья». Проблемы трагической природы любви и роли подсознания в жизни человека в лиро-эпических новеллах «Грамматика любви», «Легкое дыханье», «Сон», «Сны Чанга», «Петлистые уши» и др. Неприятие Буниным Октябрьской революции («Окаянные дни») и эмиграция. Проблема современного искусства и мифопоэтика в «рождественской» новелле «Безумный художник». Концепция любви в повести «потока сознания» «Митина любовь» и «книге итогов» «Темные аллеи». Концепция мира и человека в лирико-философском феноменологическом романе «Жизнь Арсеньева». Бунин и модернизм.
Художественная система М. Горького. Проза Горького 1890-х годов: связь с традициями критического реализма и романтизма, отношение к модернизму. Выработка эстетических основ творчества в рассказах «Челкаш», «О чиже, который лгал…», «О чорте», «Читатель» и др. Функции образов-символов, интертекста, притчевого и легендарного начал в рассказах и лирических миниатюрах («Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Песня о соколе» и др.). Концепция личности в рассказах о босяках («Челкаш», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Мальва», «Бывшие люди» и др.). Горький и «Знание». Обращение к большим повествовательным формам и драматургии в 1900-1910-е годы:. социально-историческая проблематика и поэтика романа-хроники «Фома Гордеев», повести «Трое», романа «Мать» и др. Идеологический и нравственно-философский характер конфликта драм «Мещане», «На дне», «Дачники» и др. Место и роль Горького в создании «новой драмы». Публицистика и сатира эпохи первой русской революции («Заметки о мещанстве», «В Америке», «Мои интервью»). Влияние идей «богостроительства» А. Богданова и А. Луначарского на Горького и их отражение в повести «Исповедь»; проблематика и поэтика окуровского цикла и циклов «Русские сказки», «По Руси», «Сказки об Италии». Специфика автобиографического жанра в повестях «Детство», «В людях». Горький и Октябрьская революция («Несвоевременные мысли»). Место и роль Горького в литературном процессе конца XIX – начала XX века. Актуальные проблемы изучения творческого наследия Горького.
Проза А.И. Куприна: эволюция и жанровая типология. Ранний период творчества: странствия Куприна по Украине и России; работа в газетах; традиции Ф. Решетникова, Д. Мамина-Сибиряка, В. Короленко, Г. Успенского в очерках и рассказах 1900-х годов. От циклов очерков к повести «Молох»: проблема буржуазной цивилизации, особенности социально-психологического анализа, роль образов-символов. Полесский цикл и повесть «Олеся»: проблемы «лишнего» и «естественного» человека, романтический пафос произведения. Социальная и нравственно-философская проблематика повести «Поединок». Проблема искусства и его роли в жизни человека («Гамбринус», «Искусство»). Концепция героической личности («Штабс-капитан Рыбников»). Трилогия о любви («Суламифь», «Гранатовый браслет», «Яма»): проблематика, поэтика, жанровый состав. Цикл «Листригоны»: концепция человека, мотивная структура, мифопоэтика, жанровые особенности. Проблема подсознательного начала и случая в жизни человека («Неизъяснимое», «Воля», «Каждое желание» и др.). Возрастание роли фантастики и условных форм отражения действительности. Творчество периода эмиграции. Роман «Юнкера»: проблематика, роль автобиографического начала, поэтика. Место и роль Куприна в развитии реализма XX века. Куприн и модернизм.
Русская литература первой половины XX века
Общая характеристика литературного процесса 1917–1940-х годов. Основные особенности литературного процесса первых послеоктябрьских десятилетий. 1917 – начало 1920-х годов как переходный период в развитии русской литературы. Появление журналов «Красная новь» и «Печать и революция», начало собственно советского периода русской литературы. Роман Е. Замятина «Мы» в контексте жанрово-стилевых исканий русской прозы 1920-х годов. Творческая судьба Замятина, место романа «Мы» в наследии писателя. Жанр антиутопии в мировой литературе. Замятин – родоначальник антиутопии XX века. Проблематика и художественная специфика романа «Мы». Роль фантастического элемента в антиутопии. «Мы» в социально-философском художественном контексте 1920-х годов и в исторической перспективе.
Художественная система М.А. Булгакова. Творческая судьба Булгакова, начало его литературной деятельности, история создания романа «Белая гвардия». Дом-Город-Космос в художественно-философской концепции романа. Утверждение общечеловеческих ценностей и идеи культурного существования в первом романе Булгакова. «Фантастический реализм» и мифотворчество писателя: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Социально-нравственное содержание фарсовой картины жизни в повести «Собачье сердце». Драматургическое творчество Булгакова 1926–1928 гг.: создание пьес «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Бег», «Багровый остров». Чеховские традиции и идейно-художественные новации Булгакова в «Днях Турбиных». Художественная реорганизация романного материала и изменение идейной направленности авторской концепции. Жанровое своеобразие пьесы. Роль авторского начала в новой драме Булгакова, структурно-семантическая функция прозаических элементов в «Беге» (ремарки, эпиграфы и др.). Формы воплощения трагифарсового начала в пьесах «Бег» и «Багровый остров». Прием текста в тексте как форма пародирования злободневного революционного сюжета в «Багровом острове».Тема роковой судьбы художника как центральная в творчестве Булгакова 1929–1940 годов. Авторский жизненный контекст и проблематика пьес «Кабала святош» («Мольер»), «Адам и Ева», «Александр Пушкин» и др. Мотивы высокой ценности творческой личности и ее вынужденной подчиненности государству и системе в романе «Записки покойника». Итоговый роман Булгакова «Мастер и Маргарита»: мифопоэтика, мотивная структура, философская концепция.
Художественная система А.П. Платонова. Начало творческого пути писателя, поэтический сборник «Голубая глубина». Социально-философская направленность публицистики Платонова («Равенство в страдании» и др. статьи). Идеи русского космизма, философия «общего дела» Н. Федорова и мировоззрение Платонова. Идея активной эволюции в фантастической прозе («Эфирный тракт»). Традиционное повествование и нетрадиционная интерпретация исторического прошлого России в повести «Епифанские шлюзы». Сатира и гротеск в повести «Город Градов», рассказе «Усомнившийся Макар» и др. произведениях Платонова как развитие традиций литературы «серебряного века». Малая проза конца 1920-х годов, мир и человек в рассказах циклов «Сокровенный человек» и «Происхождение мастера». Роман «Чевенгур», повести «Котлован» и «Ювенильное море» как вершинные достижения платоновской прозы. Особенности мирообраза Платонова, основные черты поэтики, жанра, метода его произведений о социальной революции и социалистическом строительстве. Экзистенциальный и онтологический аспекты платоновской концепции жизни в прозе конца 1920-х годов. Обновление стиля Платонова (повесть «Джан»). Тема «будничного героизма» в прозе 1930-х годов («В прекрасном и яростном мире», «Свежая вода из колодца» и др.). Проблематика и поэтика лирической прозы Платонова военных лет. Рассказ «Возвращение» в контексте русской прозы о войне (Л. Толстой, В. Гаршин, Л. Андреев). Драматургическое творчество Платонова («14 красных избушек», «Ученик Лицея»). Судьба Платонова и его творческого наследия.
Судьбы поэтов-акмеистов в советской России. Сборники А. Ахматовой «Подоржник» (1921 г.) и «Anno Domini» (1921 - 1922 гг.). Постсимволистское переосмысление в них метафизики жизни, воплощение устойчивых черт ахматовской поэтики (сюжетности, недосказанности, стереоскопической изобразительности, диалогизма, продуманной мозаичности стиха и др.). 1940-ой год в творческой биографии А. Ахматовой: создание поэмы «Путем всея земли», первого варианта «Поэмы без героя», завершение «Реквиема». История создания и публикации поэмы-цикла «Реквием». Композиционный строй, образ лирической героини, мифопоэтика произведения. Тема исторической памяти народа в «Реквиеме», значение его для современной отечественной культуры. Создание Ахматовой сборника «из шести книг». Ее стихи военного времени («Клятва», «Мужество», «Памяти Вали»), цикл «Победа». Судьба Ахматовой после постановления ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (14 августа 1946 г.). Итоговые произведения «Поэма без героя», поэтический цикл «Шиповник»: основные темы, образы, мотивы. Культуроцентризм художественного мира Ахматовой.
Художественная система Б.Л. Пастернака. Начало поэтического творчества, создание первого сборника стихотворений «Близнец в тучах». Главные темы и своеобразные формы выражения лирического «я» в книге «Поверх барьеров», метонимический характер мышления Пастернака. Мотивы преображения мира, духовного возрождения, взаимопроникновения вещей, сущностей, личностей в сборнике «Сестра моя – жизнь». Авторская концепция бессмертия жизни, следование русской богословской, философской и художественной традициям. Введение в поэзию жанра философских определений («Определение творчества» и др.). Осмысление Октябрьской революции как мертвого времени, создание повести о живой душе ребенка «Детство Люверс». Популярность Пастернака 1920-х годов, создание книги «Темы и вариации» (авангардная поэтика, близость к эстетике ЛЕФа). Дань Пастернака лирическому эпосу в поэмах «Высокая болезнь», «Воздушные пути». Поэмы о революционной эпохе «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». Разрыв Пастернака с ЛЕФом, осмысление революции как разрыва исторического времени. Обоснование пастернаковского понимания психологии и философии творчества в автобиографической прозе «Охранная грамота», влияние на поэта идей гуссерлианского феноменологизма. Обоснование права художника на полную свободу самовыражения. Осмысление личности Маяковского. Поставангардное творчество Пастернака 1930 – 1950-х годов: поэтические сборники «Второе рождение», «На ранних поездах», поздняя лирика как воплощение концепции подвижной целостности мира, согласованности поэтического творчества с творчеством природы. Роман «Доктор Живаго» – художественный и философский итог творчества Пастернака.
Литература русского зарубежья
Феномен русского зарубежья, послеоктябрьская эмиграция, судьбы русской интеллигенции (Сикорского, Рябушинского, Леонтьева, Пригожина, Алехина, Елизаветы Кузьминой-Караваевой, Репина, Рериха, Коровина, Рахманинова, Шаляпина, Стравинского, Кусевицкого, Михаила Чехова, Бердяева, Сергея Булгакова, Франка, Карсавина). Русское зарубежье как самостоятельное политическое и культурное образование 1920-х годов на территории Чехословакии, Югославии, Франции, Германии, Китая, Болгарии, Латвии, Литвы, Эстонии. Высылка из России в августе 1922 года 161 представителя творческой интеллигенции. Две волны первой русской эмиграции. 1940-е годы как кризисный этап русского зарубежья. 1970 – 1980-е годы - «третья эмиграция», ее отличие от первой.
Писатели – представители первой русской эмиграции: А. Аверченко, Г. Адамович, М. Алданов, Л. Андреев, К. .Бальмонт, А. Белый, Н. Берберова, Д. Боборыкин, И. Бунин, Д. Бурлюк, 3. Гиппиус, М. Горький, Г. Газданов, Б. Зайцев, Г. Иванов, А. Куприн, Д. Мережковский, Н. Минский, В. Набоков, И. Одоевцева, М. Осоргин, А. Ремизов, Ф. Степун, А. Толстой, Н. Тэффи, В. Ходасевич, М. Цветаева, С. Черный, Е. Чириков, И. Шмелев. Эмиграция в 1931 Замятина. Журналы и газеты первой русской эмиграции: «Современные записки», «Числа», «Вестник Русского Христианского движения», «Возрождение», «Новое русское слово».
В.В Набоков как представитель первого русского зарубежья. Возвращение наследия писателя отечественному читателю. Романное творчество «русского» Набокова: «Машенька», «Защита Лужина», «Подвиг», «Дар». Поэзия, драматургия, малая проза писателя, его переводческая деятельность. Своеобразие экзистенциального сознания Набокова и его эстетическая позиция. Поэтика «соглядатайства» и философия жизни в художественном мире Набокова.
Русская литература второй половины XX века
Периодизация русской литературы второй половины ХХ века. Характеристика основных литературных направлений (соцреализм, постмодернизм, постреализм). Литература «оттепели» (1953–1968). Культурная атмосфера «оттепели». Черты «оттепельной» идеологии, психологии, эстетики. Изменение жанровой структуры литературного процесса, ведущая роль очерка и рассказа. Монументальный рассказ 50-60-х гг. (М. Шолохов «Судьба человека»). Лирико-психологический рассказ в жанровой системе 50-60-х гг. (рассказы Ю. Казакова). Военная проза в литературном процессе периода «оттепели». Лирико-психологическая военная повесть как «форма времени» (В. Быков, Ю. Бондарев, Г. Бакланов). Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Историософия концепции романа. Художественная система А. Солженицына. Художественно-документальный эпос «Архипелаг ГУЛАГ». Новаторская природа рассказа «Один день Ивана Денисовича». Идеологическая и философская проблематика романа «В кругк первом». «Колымские рассказы» В. Шаламова.
Семидесятые годы (1968-1986). Характеристика общих закономерностей литературного процесса в период «застоя». Общая характеристика литературного течения «деревенская проза». Проблема русского национального характера в прозе В. Распутина, В. Шукшина, В. Астафьева, В. Белова. Художественная система В. Астафьева. Черты художественного мира В. Астафьева проявленные в «Царь-рыбе». Авторский миф о Великой отечественной войне в романе «Прокляты и убиты». Своебразный образ войны в повести «Пастух и пастушка». Интеллектуальная тенденция. Пафос мышления и принцип притчевости. Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей». Интертекстуальная поэтика романа.Интерпретации библейских мотивов. Художественная система Ю. Трифонова. Своеобразие концепции личности в «другой» прозе Трифонова («Обмен», «Дом на набережной»). Философия истории в романе «Старик». Мотив «недочувствия» и его романизация в сюжетных линиях романа.
Рождения русского постмодернизма, его специфика. Две «версии» русского постмодернизма – «ерофеевско-ироническая» и «битовско-интеллектуальная». «Поэма» В. Ерофеева «Москва – Петушки» как классический образец постмодернизма. Роман А. Битова «Пушкинский дом». Модель юродивого в романе Саши Соколова «Школа для дураков». Мироообраз хаоса в романе. В конце века (1986–1990-е). Характеристика общих закономерностей литературного процесса конца века. Русская постмодернистская проза 90-х гг. Близость художественной системы А. Битова творчеству Т. Толстой, В. Пелевина. «Ерофеевско-иронический» вариант русского постмодернизма в прозе В. Сорокина. Концептуализм, его художественная система (на материале прозы В. Сорокина). Реалистическая традиция: кризис и переосмысление. (Г. Вадимов «Генерал и его армия», В. Распутин «Дочь Ивана мать Ивана», В. Аксенов «Московская сага» и др.). Постреализм как новая художественная система. Гипотеза о постреализме. Мировоззренческие, философские, эстетические принципы постмодернизма, проявленные в прозе Л. Петрушевской и С. Довлатова. («Зона»). «Время ночь» как репрезентативное произведение в творчестве Л. Петрушевской. Основные доминанты художественного мира писательницы, проявленные в романе.